Как усилить позиции бренда на консервативном рынке грузоперевозок? Отвечаем: воспользоваться тем, что крупные гиганты теряют гибкость и становятся неповоротливыми. Разработать стратегию, систему визуальной идентичности и носители бренда. Сформировать облик компетентной компании, акцентировать внимание клиентов на конкурентных преимуществах. И увеличить долю среднего бизнеса в клиентском портфеле! Об этом и пойдет речь в кейсе.
Сотрудничество с клиентом началось в 2019 году. Транспортная компания ТАТ инициировала масштабную трансформацию бизнеса, чтобы оставаться конкурентноспособной и усилить свои рыночные позиции. В рамках этой деятельности, клиент обратился к нам с задачей — привести стратегию бренда и его коммуникацию в соответствие реальному уровню компании. Для достижения этой цели, мы сегментировали рынок транспортных компаний по типу клиентов и
Рынок грузоперевозок — это консервативный, дифференцированный b2b, находящийся в зрелой фазе. На рынке есть лидеры, занимающие 20‑25% доли рынка. Есть уровень средних игроков и много мелких фирм. Продуктовое предложение для клиентов основано на рациональных преимуществах, таких как стоимость перевозки или условия хранения. Поэтому компании мало отличаются друг от друга.
Для выживания и развития на зрелом рынке, компании используют, как правило, три возможных конкурентных стратегии. Стать лидером в издержках (экономия за счет масштаба), создать уникальное торговое предложение (характерное отличие в продукте, которое трудно повторить), либо завоевать свою нишу, предлагая услуги для аудитории со специфичными интересами.
Мы проанализировали продукт, рынок, конкурентов и провели глубинные интервью с руководителями компании, ответственными за развитие бизнеса. В итоге выстроилась четкая картина текущего положения.
Компания ТАТ перевозит сборные грузы для среднего бизнеса. Выстраивает долгосрочное сотрудничества и укрепляет связи, используя персональный подход. Каждого клиента ведет личный менеджер. Он контролирует положение дел, всегда может предоставить необходимую информацию, подстроиться под график заказчика и прийти на помощь в чрезвычайной ситуации. Бизнес‑процессы не должны останавливаться, но форс‑мажор возможен в любой момент — ТАТ всегда готов подставить плечо, чтобы клиент сохранил свой груз и деньги. Клиент — в первую очередь партнер. Эта идея и послужила опорой для разработки стратегии бренда: лидер в нише грузоперевозок для среднего бизнеса.
Мы решили сделать упор на том, что лучше всего получается у клиента и отсечь всё лишнее. Как пример: на главной странице старого сайта размещено объявление о возможности перевозки грузов от 1 кг. Подобное упоминание создаёт непонимание у клиентов и размывает позиционирование бренда.
Обслуживать клиентов с нерегулярной перевозкой микрогрузов или регулярно перевозить большие объемы по всей стране для сети магазинов, например? Это разные модели бизнеса.
В основу позиционирования легла идея перевозок для бизнеса с акцентом на персонализацию: «Профессиональная и ответственная перевозка грузов, настроенная на ваш бизнес». Суть бренда «перевозки для бизнеса» была выбрана в качестве дескриптора.
Любой бизнес — это последовательность взаимосвязанных процессов цепочки создания ценности. Стабильная и надежная перевозка грузов — неотъемлемая часть этой цепи. Бренд ТАТ — звено, на крепость которого всегда можно рассчитывать. Поэтому метафора «крепкое звено» стала основой визуальной системы бренда.
Фирменный стиль бренда — это способ общения с целевой аудиторией. Задача визуальной системы ТАТ состоит в трансляции ценностей и метафоры бренда «крепкое звено». Надежный, устойчивый, уникальный и узнаваемый — вот критерии для стиля бренда.
Цветовая гамма передает образ профессиональной, технологичной и дружественной компании. Это важный элемент для бренда, которому доверяют значимые бизнес‑процессы. Вторая роль цвета — выделяться в трафике по всей стране: от встречи с грузовиком на дороге, до общения с курьером при доставке. Цветовые сочетания адаптированы для различных точек контакта: статичных (визитка, форма) и динамичных (автомобиль, наружная реклама).
Четкая, выверенная, отлаженная работа — вот чего ожидают клиенты от ТАТ. Целостная и продуманная визуальная система транслирует это обещание бренда во внешнюю среду. Скотч, промышленная упаковка, конверты, бланки, одежда для сотрудников — всё выверено и согласованно друг с другом. При необходимости можно обойтись без использования логотипа, узор из фирменных цветов и форм остается узнаваемым и уникальным.
Учитывая обширную филиальную сеть компании, мы разработали подробный style guide, охватывающий множество возможных вариантов использования стиля. Четкие инструкции для всех отделений в разных странах помогают создать ощущение слаженного механизма, работающего как часы.
Часть складов и объектов арендуется компанией, поэтому им необходим единый стиль. Мы учли этот факт и создали навигационную систему для пространства, позволяющую быстро превращать разнородные объекты и места в единую территорию ТАТ.
Результат работы был представлен на предновогодней встрече со всей компанией. Мы презентовали разработанный стиль, рассказали, как всё меняется и почему. И нас, и руководство компании порадовало, что сотрудники положительно приняли изменения и начали активно внедрять в работу. Но на этом наша работа не закончилась.
Как и ТАТ, мы тоже предпочитаем долговременное партнерство. В настоящий момент адаптируем носители под различные форматы и требования, одновременно выполняя авторский надзор за внедрением.
Помимо этого, мы разрабатываем новый, современный сайт для компании. Его отличительной особенностью будет развитый функциональный состав: калькулятор цены и расстояния, система отслеживания грузов, личный кабинет со всей электронной документацией, интеграции с внешними сервисами Яндекс, 1С, ФИАС и т. п. Клиент получит возможность полного контроля над своими перевозками.
ТАТ изменился не только внешне. Трансформировались бизнес‑процессы, в штат ввели дополнительных специалистов, разрабатываются базы данных, внедряются новые регламенты. Компания успешно меняется, а наше агентство максимально содействует эффективности этой трансформации.