Алексей Коваленко, стратег агентства, рассказал, как сделать текстовую коммуникацию в B2B (на сайте или в презентации) эффективной.
Вам знакома ситуация, когда вы заходите на сайт партнёра и не понимаете, что вам пытаются рассказать? Вы тратите время, продираясь через сложные предложения и технические детали. А вам нужно просто найти подтверждение, что с этими ребятами можно работать, что они понимают ваши проблемы и смогут их решить.
Подавляющее большинство компаний говорит о себе не то, что хочет слышать их потребитель. Вот типичный пример текста welcome-баннера IT-продукта:
«Гибкая самонастраивающаяся система автоматизации. Повышает комфорт и безопасность. Снижает энергопотребление. Даёт возможность самостоятельной установки и настройки систем автоматического управления в доме, квартире и офисе».
На самом деле это текст про устройство, которое можно подключить в любую розетку и управлять всеми приборами, которые находятся в комнате.
Возникает та самая ситуация, когда менеджер на встрече должен первые 30 минут объяснять, в чем суть предложения, и только после этого заниматься продажей.
Первая причина таких проблем в том, что люди, отвечающие за коммуникацию, находятся внутри системы. Они много думают о своем продукте, влюблены в него и им кажется, что всё понятно. Но на выходе получается целое полотно текста, в котором без ста грамм и телефонного звонка не разберёшься.
Вторая причина — непонимание, для кого пишется сообщение. В B2B это почти всегда руководители: генеральный директор, технический директор, директор по продажам или по маркетингу. Именно они принимают решение, на них ответственность, и они владельцы денег.
Мы провели сотни интервью с такими людьми, типичный портрет выглядит так.
Хорошая коммуникация для лиц, принимающих решение, выглядит так.
Теперь давайте разберемся в теории. Мы используем модель SCORE, которую модифицировали под анализ коммуникации. Эта модель для эффективного сбора информации, она помогает исследователю быстро погрузиться в картину мира клиента. Она также работает и наоборот, сообщение структурированное по SCORE — эффективно и убедительно передаёт смысл. Итак, у нас есть лицо принимающее решение (ЛПР).
Эффективное предложение в B2B строится через результат и через решение проблем.
Давайте разберём несколько примеров сообщений:
Это всё описание процесса, которое не даёт понимания, чем занимается компания или человек. Давайте теперь эти описания дополним проблемами и результатом.
Процесс. Автоматизируем технологические процессы.
Проблема ЛПР.
Результат.
Как бы выглядело хорошее сообщение:
«Решение Х для автоматизация позволит вам точно знать, что происходит на предприятии (результат) и принимать решения вовремя, избегая аварий и излишнего износа оборудования (решение проблемы)».
Процесс. Разрабатываем стратегии брендов.
Проблема ЛПР.
Результат.
Как бы выглядело хорошее сообщение:
«Если в компании назрели изменения и пришло время перейти на новый уровень (проблема), разработка стратегии бренда поможет правильно выбрать направление для развития (результат)».
Или так:
«Если ваша компания теряет долю рынка, конкуренты поджимают — разработка и реализация стратегии бренда поможет достичь желаемых финансовых результатов и защититься от конкурентов».
Большинство компаний не умеют о себе рассказывать. Давайте наберём в поисковой строке Яндекса «автоматизация производства» и изучим сайты в выдаче.
«Автоматизация производства 1С (описание процесса).
Автоматизация производственных предприятий оптимизирует операции, которые связаны с учетом затрат и расчетом себестоимости, управлением основными средствами и ремонтами, планированием, закупками и так далее. (описание процесса)».
Как исправить?
Если вы сталкиваетесь с проблемой учёта затрат и расчёта себестоимости (проблема), автоматизация производственных процессов (описание процесса) позволит вам держать под контролем расходы и себестоимость продукции (результат).
«Разработка автоматизированной системы управления на заказ. Программный комплекс для оптимизации различных технологических процессов. (описание процесса)».
Как исправить?
Разработка автоматизированной системы управления (описание процесса) увеличит эффективность производства на 10% (результат). Снизит расходы на управление оборудованием на 10% (результат).
«Комплексная автоматизация технологических процессов и производств. (описание процесса) Повышение эффективности производства за счёт сокращения издержек при полном контроле над производством (результат)».
Хорошее описание, коллеги — молодцы.
«Автоматизированная система управления производством, запасами на производстве и складах. В систему Replenishment заложен уникальный алгоритм мирового класса Demand Driven Material Requirements Planning (описание процесса)».
Как исправить?
Автоматизированная система управления производством и запасами (описание процесса) позволяет на 20–40% сократить расходы на хранение, доставку и перемещение запасов (результат).
Это тема для следующей статьи. Если коротко, то есть несколько способов.
Первый — поговорить с вашими клиентами, спросить, с какими проблемами они сталкиваются и к какому результату стремятся. Второй — устроить со своей командой мозговой штурм по методике семантического проектирования.
Рекомендую отталкиваться от проблем, а не от результата. По нашему опыту, это более эффективно. Обычно на В2В-рынках пока на горизонте не появилась проблема, никто не будет совершать лишних телодвижений.