Второй год подряд высаживаемся в Тольятти, чтобы рассказать о брендинге в промышленности. Вытаскивает нас на эти мероприятия Петр Щербанос, основатель агентства BeFive. Человек, который реально «болеет» за свой город и занимается обучением предпринимателей инструментам брендинга.
В этот раз собрались в группу товарищей с Машей Архангельской (агентство DDVB), Гелой и Ольгой Зурашвили (агентство Zurashvili Branding) и, как обычно, «порвали два баяна» — отлично пообщались с предпринимателями, дали несколько интервью и погуляли по прекрасной осенней набережной Волги. Снова увиделись с Яной Гурьяновой из крутой компании ИСП, которые делают самые секси-системы пожаротушения в России. Ребята подарили симпатичные сувениры, а мы им свою книгу про брендинг в промышленности.
На второй день Петр и Александр Дроботов (представитель АСИ по направлению «предпринимательство и технологии» в Самарской губернии) организовали нам толковое мероприятие (это уже явно становится хорошей традицией!) — экскурсии на местные предприятия.
В этот раз мы посетили четыре предприятия.
Компания «Машиностроение» занимается разработкой уникальных и сложных деталей и узлов для самых разных отраслей — авиакосмос, медицина, автотранспорт итп. Товарищи даже пилят экзоскелеты! Это модель «мастерская ценности» — есть сложный технологический узел или деталь, которую не понятно как сделать. Вот эти ребята проводят свой НИОКР, разрабатывают эту штуковину и помогают поставить в серию на производстве заказчиков. Вещи реально очень сложные и делаются на сложных «пятиосевойизподвыподверта» станках. Руководит этим всем — Николай Шишкин, потомственный инженер. Фанат, готовый годами рассказывать про свое дело.
Вторые участники нашего промтура — «ВолгаСпецСнаб». Предприятие занимается пошивом спецодежды. Форма для служб безопасности, одежда для сотрудников на заводах — в общем, одежда для b2b-клиентов. Любопытно, что предприятие развивается артелями по 30–40 швей, т. к. люди предпочитают работать недалеко от дома.
Затем мы перебрались на «Автотрансформатор». Эта компания занимается измерительными приборами и компонентами для трансформаторов. И уже умудрилась вытеснить из российского рынка всех зарубежных игроков типа Сименс или АББ. Крутой офис, грамотный и аккуратный завод — прямо иллюстрация из кого-нибудь западно-европейского каталога. Евгений Проскурин, владелец компании, с удовольствием водил нас по всем участкам производства и рассказывал про специфику деятельности. Наши инженеры — это, конечно, удивительные люди. Встречаясь с какими-то сложностями, казалось бы непреодолимыми, они переизобретают существующие способы, создают свои технологии и станки и, в конце концов, мастерски решают задачи так, что потом даже конкуренты не могут скопировать результат.
В финале мы приехали в семейную тольяттинскую компанию «Кондитерский дом Д-Мур». Необычность их производства в том, что они используют технологии ультразвуковой заморозки — при этом не происходит разрушения клеток кристаллами льда и продукция не теряет изначальный вкус и хранится черт те сколько времени:) Они, кстати, поставляют шикарные тортики во Вкусвилл — наш офис их очень любит!
Что хочется отметить в итоге? Тольятти — территория с очень высокой концентрацией инженеров на квадратный метр. Поэтому город прямо прорастает технологическими стартапами, часть из которых уже развилась до федерального уровня и выходит на зарубежные рынки. Как сказал Александр, когда мы ездили в машине по городу — те, кто не собирается захватить мир, не должен жить в Тольятти:) Захватывайте мир, дорогие наши инженеры — мы в вас верим!