Назад

Стратегия бизнеса

Одним из видов услуг, предоставляемых Dotorg, является разработка стратегии бренда. А что такое вообще стратегия? И зачем она нужна? Давайте разберемся поподробнее.

Что такое вообще стратегия?

Понятие пришло из области военного искусства. В нём стратегия — учение о том, как всех победить самым лучшим и выгодным способом. И хоть война — это крайняя форма проявления человеческих взаимоотношений, ведение бизнеса весьма сходно с ведением военных действий. Побеждать хочется всегда. Поэтому сейчас стратегический подход используется практически во всех сферах.

Уроки стратегии от Василия Ивановича
Уроки стратегии от Василия Ивановича

Если сказать чуть сложнее, стратегия — это способ адаптации системы к внешней среде, согласно внутреннему состоянию и структуре. Что это значит? Это оптимальный способ расти и развиваться в условиях ограниченных ресурсов. Всё как в компьютерных играх: золота (кристаллов, еды, нефти) на всё не хватит. Нужно уметь грамотно распределять ресурсы.

We need more gold
«We need more gold»

Стратегию необходимо выбрать с учетом окружающей среды и собственных особенностей. Это сакральное знание передается нам ещё с детского сада. Вспомните: зимой заяц белый, а летом — серый. Поскольку он «выбрал» стратегию маскировки, а не доминирования. Отличная иллюстрация адаптации к изменяющимся условиям.

Заяц-беляк. Или русак?
Заяц-беляк. Или русак?

На выбор стратегии влияет среда, где будет вестись бизнес. Она бывает адаптивная, визионерская, классическая и среда формирования. Начнём с классической.

Стратегия бизнеса

Классическая среда

Действуя в такой среде, компания может предугадать, что будет, но не может изменить саму среду. Основы конкуренции стабильны и изменений практически нет. Рост в отрасли умеренный, но постоянный. Всё стабильно: технологии, нормативно-правовая база, развитие. В общем, всё идёт по плану. Типичные отрасли с такой средой: строительство, выпуск сельскохозяйственной техники, мясное производство.

Как грамотно действовать компании, желающей добиться успеха в подобной среде:

  • Достичь максимальной эффективности выполнения регулярных задач — чтобы работало как часы.
  • Выстроить структуру организации иерархически, где у каждого подразделения строго очерченный круг обязанностей и четко определенные операционные процедуры.
  • Задачи делегировать от начальников к подчиненным, главное — наладить обратную связь.
Типичный пример иерархии
Типичный пример иерархии

Следует опасаться некоторых ошибок, типичных для подобных организаций: консерватизм, раздробленность, плохо налаженная горизонтальная коммуникация, отсутствие сотрудничества, жесткости и высокой степени сложности организации. Те, кто работал в государственных структурах, прекрасно представляют подобную картину. Один из вариантов избежать этого — поддерживать сильное чувство общности и поощрять систематическое энергичное стремление к достижению целей.

Главное, для стратегии в классической среде — не перемудрить. Грань между четко работающим механизмом и перегруженной системой очень тонка. Помните: чем сложнее схема, тем больше усилий затрачивается для нормального функционирования.

Усложненные бизнес-процессы напоминают подобный механизм
Усложненные бизнес-процессы напоминают подобный механизм

Как выжить в адаптивной среде?

Лучшая метафора для адаптивной среды — тропические джунгли.

Стратегия бизнеса

Тут всегда нужно держать нос по ветру. Отрасль постоянно меняется и развивается, причем иногда совершенно непредсказуемо. Этот процесс сопровождается высокими темпами роста. Игроков на подобном рынке очень много, их доли не превышают 10% — никто ещё не успел подмять под себя конкурентов.

Основу подобных рынков составляют изменяющиеся технологии, которые постоянно дорабатываются, улучшаются, мутируют. Вы прекрасно знаете сферы, о которых мы говорим: это высокие технологии, компьютерные игры, мобильные приложения.

Компании много экспериментируют, причем часто без четко определенной цели, стараясь найти прорывное решение и сорвать куш. Здесь царит постоянный риск — и связанные с ним неудачи, спады и неожиданные результаты.

Стратегию успеха в условиях адаптивной среды можно кратко выразить «кто не рискует, тот не пьет шампанского».

Стратегия бизнеса

Но не стоит бросаться во все авантюры сломя голову. Нужно уметь формировать план экспериментов и эффективно им управлять. Если определенное направление становится успешным — будьте готовы быстро перенаправить ресурсы для закрепления успеха.

Образование и креативность сотрудников — вот что имеет решающее значение в подобной среде. Используйте любую возможность для улучшения этих параметров. И не стоит строго надзирать за ними. Творческий поиск — сложная штука и тотальный контроль не идет на пользу.

Небольшое количество уровней управления, повышенная автономия сотрудников — то, что нужно для того, чтобы стать «Королем джунглей».

Визионерская среда: I know the way

Представьте Землю до появления жизни. Вода, кислород, множество различных химических элементов. Но необходим единственный толчок, некая божья искра, чтобы случилось чудо. Именно так происходит в визионерской среде.

Стратегия бизнеса

В подобной среде царят мегатенденции — значительные структурные изменения, которые могут полностью преобразить рынок. Например урбанизация, нанотехнологии, ЗОЖ, толерантность и т. д. Наряду с трендами, появляются новые технологии, которые позволяют изменить условия игры. Важный фактор — недовольство потребителей существующим предложением на рынке и, отсюда, неудовлетворенные потребности.

Легко сделать вывод: отрасль находится на пороге крупных изменений. Есть техническая база для подобных изменений и потребители ждут их. Необходим лишь игрок, которые сможет сделать предложение, от которого невозможно отказаться.

Стратегия бизнеса

Как же стать таким игроком? Хорошенько подумать, сформулировать четкую цель и руководящие принципы. Затем следовать принципу «вижу цель — не вижу препятствий». Опорой могут выступать новые технологии, передовая бизнес-модель или перенесение опыта из другой категории. Для достижения цели инновации должны внедряться быстро и решительно и быть революционными. С целью обеспечения необходимой скорости и концентрации ресурсов, нововведения должны быть сосредоточены на одном главном направлении.

Вся система должна быстро и четко реагировать на изменения и подстраиваться к изменяющейся ситуации. Компания должна обладать неформальной структурой с межфункциональными командами и прямым взаимодействием между высшим руководством и рядовыми сотрудниками. Успех стратегии — в единстве цели и отсутствии формальностей.

И ещё немаловажный момент. Четкое понимание цели — это своего рода идеология компании. Сотрудники верят в неё и стремятся достичь, даже если вокруг царит скептицизм. Рано или поздно, цель превращается в миссию компании, которую разделяют причастные ей. В идеале, визионерская компания должна стать кумиром своих же сотрудников. Как Nike. Как Яндекс. Как Netflix.

Как Apple в период Стива Джобса
Как Apple в период Стива Джобса

Среда формирования

Теперь речь пойдет о действиях в среде формирования.

Перемены всегда несут с собой анархию. Поначалу неясно, что делать, куда бежать, во что вкладывать. Это и есть среда формирования — сильно фрагментированные, молодые и динамичные отрасли, где нет никаких установленных правил. Полный разброд и шатание. Но если у вашей компании есть рычаги и определенная степень влияния на отрасль, то вы можете обернуть это положение в свою пользу.

Худой мир лучше хорошей войны. В молодых отраслях процветает жесткая конкуренция, и на этом можно сыграть. Для организации сотрудничества большого числа разных и зачастую сменяющих друг друга игроков, необходимо создать и запустить платформу, которая упростит взаимодействие и монетизацию. По сути, вы будете посредником, который создаст пространство и правила для дальнейшего развития.

Это пойдет на пользу всем. Участники сократят свои трансакционные издержки, а организатор снизит расходы на управление. В многообразии — сила, поэтому нужно привлекать к сотрудничеству как можно больше сторон, даже в ущерб эффективности.

Когда никому не отказываешь
Когда никому не отказываешь

Вы прекрасно знаете компании, которые используют подобную стратегию, поскольку мы часто пользуемся их услугами. Это всевозможные онлайн магазины:

  • AliExpress,
  • ASOS,
  • Ozon.
Стратегия бизнеса

Также социальные сети различного уровня:

  • Faceboook;
  • YouTube;
  • Одноклассники.

Правильная оценка бизнес-среды — важный элемент выигрышной стратегии. Но далеко не единственный. Существует множество аспектов, котрые нужно учитывать в деятельности. Про них мы тоже обязательно расскажем.