Одним из видов услуг, предоставляемых Dotorg, является разработка стратегии бренда. А что такое вообще стратегия? И зачем она нужна? Давайте разберемся поподробнее.
Понятие пришло из области военного искусства. В нём стратегия — учение о том, как всех победить самым лучшим и выгодным способом. И хоть война — это крайняя форма проявления человеческих взаимоотношений, ведение бизнеса весьма сходно с ведением военных действий. Побеждать хочется всегда. Поэтому сейчас стратегический подход используется практически во всех сферах.
Если сказать чуть сложнее, стратегия — это способ адаптации системы к внешней среде, согласно внутреннему состоянию и структуре. Что это значит? Это оптимальный способ расти и развиваться в условиях ограниченных ресурсов. Всё как в компьютерных играх: золота (кристаллов, еды, нефти) на всё не хватит. Нужно уметь грамотно распределять ресурсы.
Стратегию необходимо выбрать с учетом окружающей среды и собственных особенностей. Это сакральное знание передается нам ещё с детского сада. Вспомните: зимой заяц белый, а летом — серый. Поскольку он «выбрал» стратегию маскировки, а не доминирования. Отличная иллюстрация адаптации к изменяющимся условиям.
На выбор стратегии влияет среда, где будет вестись бизнес. Она бывает адаптивная, визионерская, классическая и среда формирования. Начнём с классической.
Действуя в такой среде, компания может предугадать, что будет, но не может изменить саму среду. Основы конкуренции стабильны и изменений практически нет. Рост в отрасли умеренный, но постоянный. Всё стабильно: технологии, нормативно-правовая база, развитие. В общем, всё идёт по плану. Типичные отрасли с такой средой: строительство, выпуск сельскохозяйственной техники, мясное производство.
Как грамотно действовать компании, желающей добиться успеха в подобной среде:
Следует опасаться некоторых ошибок, типичных для подобных организаций: консерватизм, раздробленность, плохо налаженная горизонтальная коммуникация, отсутствие сотрудничества, жесткости и высокой степени сложности организации. Те, кто работал в государственных структурах, прекрасно представляют подобную картину. Один из вариантов избежать этого — поддерживать сильное чувство общности и поощрять систематическое энергичное стремление к достижению целей.
Главное, для стратегии в классической среде — не перемудрить. Грань между четко работающим механизмом и перегруженной системой очень тонка. Помните: чем сложнее схема, тем больше усилий затрачивается для нормального функционирования.
Лучшая метафора для адаптивной среды — тропические джунгли.
Тут всегда нужно держать нос по ветру. Отрасль постоянно меняется и развивается, причем иногда совершенно непредсказуемо. Этот процесс сопровождается высокими темпами роста. Игроков на подобном рынке очень много, их доли не превышают 10% — никто ещё не успел подмять под себя конкурентов.
Основу подобных рынков составляют изменяющиеся технологии, которые постоянно дорабатываются, улучшаются, мутируют. Вы прекрасно знаете сферы, о которых мы говорим: это высокие технологии, компьютерные игры, мобильные приложения.
Компании много экспериментируют, причем часто без четко определенной цели, стараясь найти прорывное решение и сорвать куш. Здесь царит постоянный риск — и связанные с ним неудачи, спады и неожиданные результаты.
Стратегию успеха в условиях адаптивной среды можно кратко выразить «кто не рискует, тот не пьет шампанского».
Но не стоит бросаться во все авантюры сломя голову. Нужно уметь формировать план экспериментов и эффективно им управлять. Если определенное направление становится успешным — будьте готовы быстро перенаправить ресурсы для закрепления успеха.
Образование и креативность сотрудников — вот что имеет решающее значение в подобной среде. Используйте любую возможность для улучшения этих параметров. И не стоит строго надзирать за ними. Творческий поиск — сложная штука и тотальный контроль не идет на пользу.
Небольшое количество уровней управления, повышенная автономия сотрудников — то, что нужно для того, чтобы стать «Королем джунглей».
Представьте Землю до появления жизни. Вода, кислород, множество различных химических элементов. Но необходим единственный толчок, некая божья искра, чтобы случилось чудо. Именно так происходит в визионерской среде.
В подобной среде царят мегатенденции — значительные структурные изменения, которые могут полностью преобразить рынок. Например урбанизация, нанотехнологии, ЗОЖ, толерантность и т. д. Наряду с трендами, появляются новые технологии, которые позволяют изменить условия игры. Важный фактор — недовольство потребителей существующим предложением на рынке и, отсюда, неудовлетворенные потребности.
Легко сделать вывод: отрасль находится на пороге крупных изменений. Есть техническая база для подобных изменений и потребители ждут их. Необходим лишь игрок, которые сможет сделать предложение, от которого невозможно отказаться.
Как же стать таким игроком? Хорошенько подумать, сформулировать четкую цель и руководящие принципы. Затем следовать принципу «вижу цель — не вижу препятствий». Опорой могут выступать новые технологии, передовая бизнес-модель или перенесение опыта из другой категории. Для достижения цели инновации должны внедряться быстро и решительно и быть революционными. С целью обеспечения необходимой скорости и концентрации ресурсов, нововведения должны быть сосредоточены на одном главном направлении.
Вся система должна быстро и четко реагировать на изменения и подстраиваться к изменяющейся ситуации. Компания должна обладать неформальной структурой с межфункциональными командами и прямым взаимодействием между высшим руководством и рядовыми сотрудниками. Успех стратегии — в единстве цели и отсутствии формальностей.
И ещё немаловажный момент. Четкое понимание цели — это своего рода идеология компании. Сотрудники верят в неё и стремятся достичь, даже если вокруг царит скептицизм. Рано или поздно, цель превращается в миссию компании, которую разделяют причастные ей. В идеале, визионерская компания должна стать кумиром своих же сотрудников. Как Nike. Как Яндекс. Как Netflix.
Теперь речь пойдет о действиях в среде формирования.
Перемены всегда несут с собой анархию. Поначалу неясно, что делать, куда бежать, во что вкладывать. Это и есть среда формирования — сильно фрагментированные, молодые и динамичные отрасли, где нет никаких установленных правил. Полный разброд и шатание. Но если у вашей компании есть рычаги и определенная степень влияния на отрасль, то вы можете обернуть это положение в свою пользу.
Худой мир лучше хорошей войны. В молодых отраслях процветает жесткая конкуренция, и на этом можно сыграть. Для организации сотрудничества большого числа разных и зачастую сменяющих друг друга игроков, необходимо создать и запустить платформу, которая упростит взаимодействие и монетизацию. По сути, вы будете посредником, который создаст пространство и правила для дальнейшего развития.
Это пойдет на пользу всем. Участники сократят свои трансакционные издержки, а организатор снизит расходы на управление. В многообразии — сила, поэтому нужно привлекать к сотрудничеству как можно больше сторон, даже в ущерб эффективности.
Вы прекрасно знаете компании, которые используют подобную стратегию, поскольку мы часто пользуемся их услугами. Это всевозможные онлайн магазины:
Также социальные сети различного уровня:
Правильная оценка бизнес-среды — важный элемент выигрышной стратегии. Но далеко не единственный. Существует множество аспектов, котрые нужно учитывать в деятельности. Про них мы тоже обязательно расскажем.