карго-культ, брендингКарго-культ — это религия подражательства, слепая вера в то, что ожидаемый результат можно получить, если скопировать внешние атрибуты. Дикие племена в «боевом раскрасе» американской армии верили, что благодаря этому «железные птицы» принесут им на своих крыльях блага цивилизации.

Хочу такой же дизайн

В брендинге карго-культ проявляется в стремлении сделать свой бренд похожим на успешный и известный бренд, чтобы получить такой же ошеломительный результат. «Нам нужен сине-белый дизайн, как у фейсбука, и чтоб логотип тоже как у них — в квадратике», — говорит заказчик. Но повторение формы без понимания смысла, попытка скопировать систему без знания её взаимосвязей и взаимодействий, приводит к тому, что всё идёт «ко дну», а не к желаемому и прогнозируемому результату в виде роста продаж, повышения лояльности покупателей и т. д. Нельзя стать вторым Биллом Гейтсом, если купить такие же очки и костюм. Форма — это всего лишь часть картины.

серый как у appleГлавная причина карго-культа в неправильном понимании брендинга как системы.

Во-первых, брендинг — это не красивые изображения или упаковка, а процесс проектирования эффективной коммуникации с потребителями или, другими словами, процесс преобразования стимулов в символы.
Вербальная и визуальная идентификация являются воплощением описательной плоскости бренда. Она основана на реальных знаниях о текущей ситуации: рынок, целевая аудитория, конкуренты, продукт, — а не догадках или фантазиях. Видимые атрибуты — всего лишь следствия, а не причины успеха.

Во-вторых, брендинг — это инструмент управления выбором потребителя. Решающим фактором в успехе его применения является точная настройка. То есть понимание всех взаимосвязей в отдельно взятой системе коммуникаций с конкретной аудиторией. Брендинг — чётко спланированная и просчитанная работа. Брендинг основан на психологии и глубоком понимании целевой аудитории, системном мышлении и умении преобразовывать стратегические идеи в метафорические визуальные стимулы.

Брендинг любого бизнеса не может быть основан на предыдущих примерах успешных внедрений конкурентов. Это всегда риск. Любой успешный пример — экстремум среди сотен усопших. Нужно внимательно смотреть на свой бизнес, на свою ситуацию, на свой рынок. Брендинг — вызов для всех, кто хочет заниматься чем-то большим, чем перепродажи.

Подписаться на рассылку