Назад

5 маркеров того, что IT-компании нужна стратегия и ребрендинг

Залог успешного развития любого бизнеса — объективная самооценка. Но посмотреть на себя со стороны непросто. Многие живут в иллюзиях успешности, не замечая, что их продукты не знает никто. В статье мы собрали несколько признаков, которые явно сигнализируют, что пора меняться или время будет упущено.

Изменчивость — основа выживания. Все биологические виды на нашей планете существуют сейчас только потому, что вовремя приспособились к переменам и избавились от свойств, которые мешали выживанию. Кто не смог — вымер.

В бизнесе те же законы. А в некоторых сферах, например в IT, они ещё агрессивней. Быстрый рост рынка открывает множество вкусных возможностей. Но есть и темная сторона. VUCA-среда меняется слишком быстро и цена ошибки может быть фатальной. Нужно постоянно изменяться и приспосабливаться. Тут поможет ребрендинг.

Но как понять, что колокол пробил и пошёл обратный отсчёт?

Маркер № 1

Рост выручки вашей компании меньше роста объемов рынка и одновременно с этим крупный игрок заходит в вашу категорию.
Другими словами, рынок растет, а вы нет. Если ваша выручка (условно) +22% в год, а рынок растет на +35%, то вы просто теряете долю рынка. Сначала в ТОП-3, потом в ТОП-10, а потом нигде. Вы не защищаете свои позиции и появляются лакуны. Чем не преминут воспользоваться другие. Крупный игрок зайдет в вашу сферу и сможет быстро подмять под себя все нижние ценовые сегменты. Благодаря эффекту масштаба, способности долго работать с отрицательной рентабельностью и переключению на себя покупателей. А затем займется остальными сегментами. Перестаньте почивать на лаврах и займитесь причинами потери доли рынка.

потеря доли рынка
Рост доли ИТ-компании, назвать которую мы не можем по понятным причинам. Реальный пример из кейса.

Маркер № 2

В вашей компании развитие определяют технические специалисты, а не маркетологи.

Тупиковый путь — «что мы можем сделать» вместо «что нужно покупателям». Придумать и создать можно любую фичу. Но продать её — это проблема. И чем таких фич больше в продукте, тем быстрее он выходит с рынка. Роль маркетинга не в придумывании оправданий для продажи бесполезных продуктов. Маркетинг — это управление спросом. Маркетологи должны определять продукты, которые будут востребованы покупателями. И помогать программистам воплощать их в жизнь. Иначе велик шанс создать «машину Голдберга»: красиво, но бесполезно. Научитесь слушать своих покупателей и создавать продукты, которые будут их восхищать.

Маркер № 3

Основной канал поступления денег — абонентское обслуживание. Сидим «на трубе».

Однажды вам удалось создать гениальное IT-решение, которое всем зашло и стало дико популярным. Ваш продукт установлен во всех компаниях, а вы занимаетесь абонентским обслуживанием и стрижете купоны. Вроде бы можно выдохнуть.

Но всё течет. Если функция ИТ-продукта — канал, то постепенно ваши услуги будут устаревать и дешеветь. Потом придут более молодые и дерзкие, которые предложат новое и революционное решение. Покупатели уйдут к ним. Это печально, но необратимо. Думайте на 10 ходов вперед. Развивайте и диверсифицируйте свой продуктовый портфель.

Маркер № 4

Если продать ваш продукт может только гендир на личной встрече — у вас проблемы с продуктовым предложением.

Генеральный директор должен заниматься стратегическим развитием компании. А если он мотается по клиентам, в то время как отдел продаж сидит ровно и делает ровным счётом ничего, долго компания не протянет. Кесарю — кесарево, а каналы продаж должны работать самостоятельно. Сделайте так, чтобы покупатели-дилетанты могли сами понять: что они получат, если приобретут ваш продукт.

Маркер № 5

Вам сложно нанимать высококвалифицированных сотрудников, хотя условия труда у вас не хуже, чем в условном Google или Яндексе.

Не каждого спеца можно привлечь только высокой зп и плюшками. Чем более квалифицированный специалист, тем больше у него запрос на смысл и идеологию деятельности. Если к вам не хотят идти, то вы не привлекательны. IT-специалисты крайне востребованы на рынке. У них есть из чего выбрать. Всё как в дикой природе: самки выбирают наиболее перспективных партнеров. Если компания не может объяснить, зачем она работает кроме финансовых успехов сособственников, то найм лучших всегда будет сложным процессом. Создавайте идеологию и формируйте культуру компании — это единственные факторы, которые превращают толпу людей в сообщество единомышленников.

Если у вас есть подобные проблемы, пора серьезно задуматься о стратегии. В этом можем помочь мы — брендинговое агентство Dotorg. У нас можно получить бесплатную часовую консультацию и обсудить все вопросы, которые вас интересуют. Для вас — это понимание, какие процессы требуют внимания и что можно сделать для начала изменений. Для нас — опыт ещё одного интересного кейса, честный отзыв от вас и возможное сотрудничество.

Отправить запрос«Бесплатная консультация»