советы, текст

Главред умеет помогать, он не умеет думать за вас

С одной стороны, советы Ильяхова — это отличное системное руководство, как сделать текст лучше. Всё разложено по полочкам и дополнено примерами: читаешь, находишь свои ошибки, думаешь и исправляешь, а сервис Главред в этом помогает.

С другой стороны, Главред и советы Ильяхова делают тексты одинаковыми. Они созданы, чтобы избавиться от штампов, но по сути, большинство пользователей заменяет их новыми. Пройдет несколько лет и нам понадобится сервис, чтобы избавляться от главредщины. Так получается, потому что с появлением Главреда пунктик «думаешь» выпал. Все хотят волшебную кнопку, которая будет делать работу за них, и теперь она есть: ctrl+c, ctrl+v, удаляем/заменяем и готово! Настроение улучшилось и жизнь наладилась всего-то за пару минут. Но как бы не так.

Главред не работает без знания советов и понимания, что и зачем редактировать! Примеры в советах есть для того, чтобы показать суть проблемы/ошибки, но это не шаблон. Если вы не читали советы, вам нельзя пользоваться Главредом. Вообще. Он помогает, но не думает за вас.

«Универсальные» советы

Не бывает универсальных советов, которые помогут написать хороший текст для любых читателей, любого ресурса и любых целей. Кто, зачем и где будет читать — очень важные вопросы, о которых часто забывают. Вы же не пишете одинаково маме, своему другу и начальнику. Это подробная профильная статья для специалистов? Это пост в личный блог, чтобы поднять настроение своим подписчикам? Это инструкция для пользователей нового онлайн-сервиса?

Всё хорошо в меру и к месту. Прежде чем зацикливаться на том, чтобы использовать только короткие слова, сокращать и упрощать предложения, убирать деепричастные и причастные обороты, избавляться от однородных членов, подумайте, зачем это надо. В подробной статье на сложную тему для узких специалистов не обойтись без профессиональной терминологии, пояснений, списков, сложных предложений — и в этом нет ничего плохого.

Эмоции и впечатления

Бренд — это то, что о нём думают люди: эмоции, ассоциации, представления и ценностные ориентиры в их сознании. Тексты на сайтах, в приложениях, буклетах, каталогах и на любых других носителях бренда помогают формировать нужное впечатление, доносить ценности и отличия.

Все мы рассказываем истории по-разному. Текст о компании — это тоже история. История о том, чем компания занимается, как она это делает, как она заботится о своих клиентах, что у неё есть для этого и т. д. Расскажите эту историю так, чтобы у человека появились положительные эмоции и ассоциации. Написать полезный текст мало — у кого-то из конкурентов наверняка есть не хуже. Позаботьтесь о том, чтобы его запомнили. Да, есть определенная структура и общие требования, но даже один и тот же кейс можно рассказать разными способами.

Чтобы хорошо писать, надо писать много

Да, но это не единственный способ. Если только писать, можно оказаться в замкнутом круге своих привычек и ошибок.

Чтобы научиться писать, надо много читать. И не статьи из серии «10 советов о том, как сделать супертекст за 5 минут». Надо читать книги, интернет-издания, информацию на сайтах, рекламные объявления, этикетки — всё, где есть текст. Читайте, что вам нравится и что не нравится тоже, с поправками, как это улучшить.

Чтобы научиться писать, надо уметь слушать. Если мы говорим о коммерческих текстах, то в первую очередь надо уметь слушать клиента. Он расскажет много интересного и полезного. От него вы узнаете специальную терминологию, услышите, как и с какими эмоциями он говорит о своём бизнесе, на что делает акцент и т. д.

Полезно делать заметки во время разговора в блокноте или на листке бумаги. Во-первых, у вас будет почти готовый план/структура для работы. Во-вторых, вы сэкономите время, когда будете слушать запись — основная часть уже есть, остаются только детали. А в третьих, после такого ручного труда текст получается более живым.

Надо слушать, как говорят люди в вашем окружении. Слушайте внимательно детей дошкольников — в их речи пока нет штампов, канцеляризмов. Они отлично выражают суть происходящего и свои эмоции, поэтому столько подборок с детскими высказываниями. Ещё один способ научиться выражать эмоции, передавать настроение словами — слушать песни.

Подписаться на рассылку