В продолжение прошлого поста о советах для улучшения текстов копирайтер студии делится своими лайфхаками. 

лайфхаки, хэштег, тексты

Что помогает передавать эмоции и писать нескучно

Я обожаю людей со своим лексикончиком. Это не жаргон или профессиональные слова, часто — это обычные и привычные слова, в которые люди вкладывают свой смысл и значение, или какие-то выдуманные ими слова. Я их записываю в отдельный гуглдок, а друзья приносят мне их как подарки.
Например, среди наших клиентов есть харизматичный мужчина, который в интервью часто использовал слово «аплодисменты». Значение этого слова для него гораздо шире, чем толкуют словари. Он даже произносит его по-особенному. А у дизайнеров студии есть в словарном запасе «япончатинка».
Такие слова не вставишь в текст, но они помогают учиться передавать эмоции и впечатления. Эти словечки — моё вдохновение, когда я не знаю, как рассказать про поездку на бетонный завод нескучно.

Пример, заряженный на избавление от канцелярита, штампов и омертвелого жаргона

В книге Корнея Чуковского «Живой как жизнь» есть пример, в котором всё плохо. Его надо выучить наизусть, чтобы запомнить, как писать не надо никогда.

«„Я ускоренными темпами, — скажет она, — обеспечила восстановление надлежащего порядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования (то есть на кухне — К.Ч.). В последующий период времени мною было организовано посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров“.
После чего вы, конечно, отправитесь в загс, и там из глубочайшего сочувствия к вашему горю немедленно расторгнут ваш брак.»

А ведь всего-то жена рассказывает мужу, что убралась и сходила в магазин. Писать надо ясно и понятно, а если ваш текст похож на этот, то его надо удалить и написать заново.

Страдания с вашего позволения

Когда рассказывают в страдательном залоге о том, что сделали, и описывают действие с помощью существительных, я страдаю. Например, «могут быть предложены» вместо «мы предлагаем», «путём склеивания» вместо «склеивают», «обеспечивают адаптацию» вместо «адаптируют». Когда ничего не помогает, и заказчик всё равно считает, что так «литературнее и серьёзнее», у меня падает гемоглобин в крови, давление, самооценка и карандаш из рук.

Так пишут справки в ЖЭКах. Это формулировки для тех, кто не несёт ответственность за то, что делает, и хочет, чтобы вы к ним никогда со своей проблемой или вопросом больше не приходили. А какие эмоции они вызывают? По-моему, редко кто уходит из бюрократических инстанций без желания их поджечь.

Ещё один штамп — это словосочетания со словом позволять. Станок позволяет производить, аппарат позволяет печатать, опыт сотрудников позволяет выпускать продукцию высочайшего качества. Ничего они не позволяют. Их согласие или разрешение вообще не требуется. Так писать — ошибка.

Чтобы эти штампы не появились у вас в тексте, сначала расскажите историю другу, можно воображаемому:) Ещё лучше — запишите на диктофон, а потом пишите по записи. Мы не будем рассказывать другу после поездки на огромный завод с автоматической линией, что там стоял станок, который обеспечивает выпуск продукции, упаковка производится путём склеивания нескольких слоёв, и что там была машинка, которая позволяет с её помощью печатать.

Хотела бы закончить

Сослагательное наклонение используют для ситуаций, не существующих в реальном мире, поэтому не надо использовать сослагательное наклонение, чтобы предлагать товары и услуги. Самое популярное — хотели бы предложить. У меня в голове всегда продолжение: «но подумали и решили, что ну вас». Такие формулировки выражают намерения, а не действия, и ваши сомнения никому не интересны. Хотите предложить — предлагайте.

Подписаться на рассылку